СКОРО В ШКОЛУ

 

Данный раздел сайта содержит информацию для педагогов и родителей воспитанников старших групп

Развиваем речь, играя. Для детей от 5 до 6 лет

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых!!!

«Назови лишнее слово»

Взрослый  называет слова и предлагает ребенку назвать  «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее». «Лишнее» слово среди имен существительных:

кукла, песок, юла, ведерко, мяч;

стол, шкаф, ковер, кресло, диван;

пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа;

слива, яблоко, помидор, абрикос, груша;

волк, собака, рысь, лиса, заяц;

лошадь, корова, олень, баран, свинья;

роза, тюльпан, фасоль, василек, мак;

 «Лишнее» слово среди имен прилагательных:

грустный, печальный, унылый, глубокий;

храбрый, звонкий, смелый, отважный;

желтый, красный, сильный, зеленый;

 «Чем отличаются предметы?»

Чашка и стакан

Яблоко и груша

Помидор и тыква

Тарелка и миска

Кофта и свитер 

«Что общее?»

У двух предметов:

огурец, помидор (овощи);

ромашка, тюльпан (цветы);

слон, собака (животные).

У трех предметов:

мяч, солнце, шар — ...

тарелка, ваза, чашка — ...

лист, трава, крокодил — ...

 

"Подбери словечко"

В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу.

Про что можно сказать "свежий"… (воздух, огурец, хлеб, ветер); "старый"… (дом, пень, человек, ботинок); "свежая"… (булочка, новость, газета, скатерть); "старая"…(мебель, сказка, книга, бабушка); "свежее"… (молоко, мясо, варенье); "старое"…(кресло, сиденье, окно). 

«Волшебные  очки»

Взрослый говорит: «Представь,  что  у  нас  есть  волшебные  очки. Когда  их  надеваешь, то  все  становится  красным (зеленым, желтым, синим  и  т.д.). Посмотри  вокруг  в  волшебные  очки,  какого  цвета  все  стало, скажи: красный  мяч, красные  сапоги,       красное  платье, красный  нос. Красное  окно, красная  рука  и прочие.

"МАССАЖ ПАЛЬЦЕВ РУК"

Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психо-эмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

Массаж биологически активных точек (бат), которые находятся на кончиках пальцев.

Для этого необходимо положить кончик каждого пальца под ногтем одной руки между указательным и большим пальцем другой руки так, чтобы подушечка лежала на указательном пальце и вращательными движениями массировать по часовой стрелке (30 раз) увеличивая силу нажима, затем против часовой стрелки (30 раз), ослабляя силу нажима. Таким образом, массируем все пальцы правой и левой руки. На каждый палец затрачиваем по 1 минуте, на все пальцы 10 минут. Этот массаж выполняется строго 30 дней подряд, так как за это время формируется нервный импульс, если пропустили один день, то  массаж начинается сначала.

Массаж с помощью различных предметов.

  • работа с мячиком с шипами, орехом, шишкой;
  • прокатывание между ладонями ребристого карандаша, бигуди витые, бигуди ворсистые (вертикально);
  • прокатывание пальцев руки по ребристой поверхности;
  • работа с наждачной бумагой.

В нелегкой работе по преодолению недостатков речи у детей взрослым необходимо:

  1. Развитие умения правильно слышать и выделять звуки речи. Неумение различать звуки речи, находить тот или иной звук в слове и определять его место относительно других — самая частая причина возникающих проблем с чтением и письмом.

Ребенку важно уметь:

 *определять место заданного звука в слове (в начале, середине, конце);

 * делить слова на слоги;

* различать твердые и мягкие согласные;

 * различать гласные и согласные звуки;

* различать слова, похожие по звучанию;

* различать слова, отличающиеся одним звуком;

 * находить слова, в которых нет заданного звука;

 * осознавать основные элементы языка — слово, слог, звук.

  1. Формирование правильного звукопроизношения.

Родители должны сами говорить правильно, называя все предметы соответствующими словами, не коверкая их, не подражая речи детей. Если ребенок после 5 лет произносит отдельные звуки неправильно, родителям необходимо обратиться за консультацией к логопеду. К моменту поступления в школу желательно устранить ошибочное произношение звуков. Иначе ошибки в устной речи спровоцируют появление ошибок при чтении и на письме.

  1. Развитие моторики и графических навыков (расположение предметов по отношению к ребенку, между предметами, ориентация в понятиях «справа», «слева», «внизу» и т. д., игры с мелкими предметами, шнуровки и т. д.).
  2. Развитие звуко-буквенного анализа.

Ребенка надо научить:

- устанавливать последовательность звуков в словах, обозначать их соответствующими буквами;

- понимать смыслоразличительную роль буквы.

  1. Развитие словаря.

Формировать умения:

 * определять количество и последовательность слов в предложении;

* составлять предложения, рассказ по сюжетным картинкам;

* пересказать текст;

* рассказать сказку.

  1. Обучение чтению.

 Если ребенок учится читать, необходимо помнить, что чтение должно быть осмысленным, ребенок должен понимать прочитанный текст, уметь его пересказать. Если Вы внимательно отнесетесь ко всем направлениям, то это будет хорошей профилактикой нарушений письма.

Список литературы для детей 5-6 лет

  • - читать детям нужно каждый день;
  • - если вы собираетесь прочесть детям произведение уже знакомого им автора, необходимо напомнить и о других его книгах:

1)   Николай Носов. Рассказы, «Приключения Незнайки и его друзей» (все части).

2) Виктор Драгунский. Денискины рассказы.

3) Отфрид Пройслер. «Маленькая колдунья», «Маленькое приведение», «Маленький водяной».

4) Андрей Усачев. «Умная собачка Соня», «Жили-были ежики», «Школа снеговиков», «Чудеса в Дедморозовке», «33 кота».

5) Сельма Лагерлеф. «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».

6) Александр Волков. «Волшебник Изумрудного города» все части.

7) Джанни Родари. «Сказки по телефону», «Приключения Чиполлино», «Джельсомино в стране лжецов», «Как путешествовал Джованино», «Путешествие голубой стрелы».

8) Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон» (3 части), «Приключения Эмиля из Леннеберги», «Эмиль и малышка Ида», «Пеппи Длинныйчулок».

9) Алан Милн. «Вини-Пух и все-все-все» (все части).

10) Эдуард Успенский «Трое из Простоквашино» (старые истории), «Чебурашка и Крокодил Гена» (старые истории), «Следствие ведут колобки» и т.д.

11) Ян-Олав Экхольм «Тутта Карлссон Первая и единственная, Людвиг четырнадчатый и другие».

12) Юрий Дружков «Приключения Карандаша и Самоделкина».

13) Анне-Катрине Вестли. «Папа, мама, бабушка, восемь детей и грузовик», «Маленький подарок Антона».

14) Григорий Остер. «38 попугаев», «Вредные советы».

15) Лаймен Баум. «Волшебник страны Оз».

16) Алексей Толстой. «Золотой ключик или приключения Буратино».

17) Карло Коллоди. «Приключения Пиноккио».

18) Диана Сабитова. «Мышь Гликерия. Цветные и полосатые дни».

19) Туве Янсон. Все о Муми-троллях.

20) Дмитрий Емец «Приключения домовят».

21) Сергей Михалков «Праздник непослушания».

 

Рекомендации родителям 

  • Верьте в силы ребенка!
  • Обучайте в игре!
  • Умейте выслушать ребенка.
  • Следите за звукопроизношением ребенка в бытовой речи, ненавязчиво поправляя его. Лишь постоянное наблюдение за речью ребенка способствует успешной и быстрой автоматизации звуков.
  • Уделять постоянное внимание собственной речи, так как высказывания взрослых являются образцом для правильного, а зачастую неправильного развития лексической, грамматической сторон детской речи.

Наполнить повседневную жизнь детей грамотным речевым общением:

- посредством называния окружающих предметов и явлений развивать предметный словарь (например, это мяч, это шапка и т.д.);

- в собственной речи четко проговаривать окончания слов, дать ребенку возможность услышать изменение звучания слов в различных контекстах, правильно употреблять грамматические формы и т.д.

- обращать внимание детей на смыслообразующие элементы речевой системы – глаголы, на примерах из повседневной жизни, учить детей дифференцировать их по смыслу (например, соответственно: встал, лег, зашил дырку, пришил пуговицу, вышил цветок и т.д.);

- привлекать внимание детей к правильному пониманию и употреблению пространственных предлогов в контекстной речи и изолированно (например, положи карандаш на стол, возьми карандаш со стола, положи карандаш под стол, спрячь карандаш за спину и т.д.);

 И самое главное – как можно чаще хвалите вашего ребенка, даже за небольшие успехи!!!

свернуть

Памятка для родителей «Как преодолеть страх перед школой»

  1. Никогда не запугивайте ребенка школой, даже невольно. Нельзя говорить: «Ты плохо считаешь, как же ты будешь учиться?», «Ты не умеешь себя вести, таких детей в школу не берут», «Не будешь стараться, в школе будут одни двойки».
  2. Читайте ребенку художественную литературу о школьной жизни, смотрите и обсуждайте мультфильмы, кино о школе.
  3. Формируйте у ребенка позитивное отношение к школе, атрибутам школьной жизни, знакомым первоклашкам.
  4. Не возлагайте непосильных, необоснованных надежд на то, что ребенок будет в школе лучшим учеником, превосходящим своих одноклассников.
  5. Старайтесь больше времени проводить с ребенком, общайтесь с ним на равных, тем самым, давая понять, что он уже достаточно взрослый.
  6. Чаще хвалите своего ребенка, пусть даже за небольшие достижения. Формируйте, таким образом, ситуацию успеха, укрепляйте его веру в собственные силы и возможности. Образование может сделать ребенка умным, но счастливым делает его только душевное, разумно организованное общение с близкими и любимыми людьми – семьей. В ваших силах создать в семье именно такую обстановку, которая не только подготовит ребенка к успешной учебе, но и позволит ему занять достойное место среди одноклассников, чувствовать себя в школе комфортно. Если вам удастся разумно организовать жизнь вашего ребенка, это облегчит вам взаимное познание, убережет от многих неприятностей в будущем и подарит часы общения с близким человеком.
свернуть

"Скоро в школу". Консультация для родителей

Меню раздела