БЕЗОПАСНОЕ ДЕТСТВО

На этапе дошкольного детства одна из наиболее важных задач для ребенка – научиться правилам жизни во взрослом мире – мире различных опасностей. Помочь ребенку войти в этот мир с максимальными приобретениями и минимальным риском – обязанность взрослых.

Одной из основных задач дошкольного учреждения является охрана жизни и здоровья детей. И в первую очередь – обеспечение безопасности. Только в этом случае можно говорить, что жизнь и здоровье ребенка действительно охраняются.

Задача взрослых состоит не только в том, чтобы самим оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с разными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями. Ребенок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности своего существования, поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребёнка – дать элементарные знания основ безопасности.

Дети – наиболее незащищенная и уязвимая часть населения. Познавая окружающий мир, они часто сталкиваются с опасностью и нередко становятся жертвами своего незнания, беспечности или легкомыслия. У них нет опыта, способствующего пониманию риска, не сформированы навыки безопасного общения с предметами, отсутствует защитная психологическая реакция на угрозу, свойственная взрослым. Большинство дошкольников не знают о том, что надо делать в той или иной экстремальной ситуации. Чрезвычайной для ребёнка может быть любое событие, выходящее за рамки его привычного быта.

Главная цель по формированию безопасного поведения у детей – дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.

В 3 – 5 лет у детей наблюдается повышенная восприимчивость, впечатлительность, любознательность. Осуществление работы с детьми данного возрастного периода должно быть направлено на накопление первичных знаний об опасностях и поведения в них.

Ребенок 4 – 5 лет уже должен знать адрес своего места жительства, по возможности номер телефона и, что немаловажно, уметь по телефону разговаривать, коротко и точно сообщить необходимую информацию.

Работа, направленная на освоение ребенком правил безопасного поведения должна осуществляться ступенчато: сначала важно заинтересовать детей вопросами безопасности; затем необходимо постепенно вводить правила безопасности в жизнь детей, показать разнообразие их применения в жизненных ситуациях; упражнять дошкольников в умении применять эти правила.

Дети в 5 – 7 лет впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду, а это в свою очередь свидетельствует о том, что такие дети уже могут осознано отвечать за свои поступки, контролировать свое поведение, а также других детей и людей в целом. Работа с такими детьми должна быть направлена на закрепление и систематизацию полученных знаний, полученных в 3 – 4 года, а так же применение этих знаний в повседневной жизни.

Дети дошкольного возраста должны быть не только максимально ограничены от основных источников опасности, но и сами осознавать степень той или иной угрозы. Малыш, который имеет понимание и внутренний самоконтроль, намного сильнее защищен, чем ребенок, которому просто все запрещают и от него прячут. Ведь именно запретный плод вызывает жгучее желание попробовать его (зажечь спичку, сунуть проволоку в розетку и т.д.).

Что такое «хорошо», а что же такое «плохо»? Ответ на этот классический вопрос должен знать каждый ребенок. Ведь часто дети поступают оплошно отнюдь не из желания сделать что-то экстремальное, а просто по незнанию и недопониманию истинного уровня опасности.

В работе с дошкольниками по формированию навыков безопасносного поведения актуальными являются темы:

  • «Взаимная забота и помощь в семье»;
  • «Опасные предметы»;
  • «Опасные ситуации дома»;
  • «Один дома»;
  • «Если ребенок потерялся»;
  • «Огонь — наш друг, огонь — наш враг!»;
  • «О правилах пожарной безопасности»;
  • «Правила поведения при пожаре»;
  • «Правила поведения на воде»;
  • «Небезопасные зимние забавы»;
  • «Поведение ребенка на детской площадке»;
  • «Правила безопасного поведения на улицах»;
  • «Дорожные знаки»;
  • «О правилах поведения в транспорте»;
  • «Правила поведения на природе»;
  • «Опасные насекомые»;
  • «Ядовитые растения»;
  • «Правила поведения при грозе»;
  • «Правила поведения при общении с животными».

Ребенок знакомится с основами безопасности с помощью разнообразных методов и приёмов. Именно они становятся источниками познания мира.

  • Словесные (ситуации-загадки, беседы, «живой разговор», стихи, рассказы, сказки);
  • Практические (дидактические игры, игры-драматизации, игровые проблемные ситуации, игровое моделирование, игровые тренинги, экскурсии);
  • Наглядные (наблюдения, иллюстративный материал, образец положительного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, видеопрезентации, мультфильмы);
  • Художественная литература, которая  заставляет ребенка задуматься и почувствовать то, что затруднительно и невозможно для него в повседневной жизни.

Мультфильмы можно использовать как одно из средств формирования у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения на улице, дома, в природе, а также положительного отношения к чистоте, негативного отношения к неряшливости:

  • на формирование основ гигиены:
    — «Мойдодыр»;
    — «Королева зубная щётка»;
    — «Птичка тори»;
  • на формирование правил поведения на дороге:
    — «Мой приятель светофор»;
  • на формирование правил поведения в зимнее время года:
    — «Зимняя сказка»;
  • на формирование основ здорового образа жизни:
    — «Богатырская каша»;
    — «Зарядка для хвоста»;
  • о правилах поведения при пожаре:
    — «Приключения Болека и Лелека»;
    — «Пожар в квартире»;
    — «Вера и Анфиса тушат пожар».

Список мультфильмов, рекомендованных МЧС

Уважаемые взрослые, даже если Ваш ребенок смотрит мультики - пусть он делает это с пользой для себя. МЧС представляет список мультфильмов, которые иллюстрируют различные темы безопасности. Вы легко их найдете на просторах интернета. В серию вошли мультфильмы для детей дошкольного и младшего школьного возраста из "Смешариков", "Фиксиков", "Спасика",  "Три котенка" и "Аркадия Паровозова". 

Безопасное поведение в большом городе:

Смешарики: "Безопасное место"

Смешарики: "Зебры в городе"

Смешарики: "Метро"

Три котенка: "Служит для почты ящик почтовый"

Спасик: "Спасик в городе"

Аркадий Паровозов: "Классики" , "Качели" 

Аркадий Паровозов: "Незнакомец -2", "Прятки"

Аркадий Паровозов: "Не касайтесь железных предметов"

Аркадий Паровозов: "В магазине", "В транспорте" "В метро"

Безопасное поведение дома:

Смешарики: "Игры с огнем"

Смешарики: "Тушение электроприборов" (2 части)

Смешарики: "Невеселые петарды"

Три котенка: "Коробок - шершавый бок"

Три котенка: "В проводах гуляет ток"

Три котенка: "Газ - невидимка"  

Три котенка: "А возьму -ка я пилу, ножницы и нож"

Три котенка: "Океан в ванной"

Спасик: "Спасик на пожаре"

Фиксики: "Фен"

Фиксики: "Короткое замыкание"

Фиксики: "Термометр"

Фиксики: "Электрочайник"

Фиксики: "Микроволновка"

Аркадий Паровозов: "Газ", "Спички"

Аркадий Паровозов: "Лекарство", "Уборка"

Аркадий Паровозов: "Не залезать на подоконник"

Аркадий Паровозов: "Незнакомец", Обогреватель"

Безопасное поведение зимой:

Смешарики: "Опасные сосульки"

Смешарики: "На тонком льду"

Смешарики: "Как не замерзнуть от холода"

Аркадий Паровозов: "Остерегайтесь сосулек"

Безопасное поведение летом:

Смешарики: "Опасные игрушки"

Смешарики: "Место для купания"

Смешарики: "За бортом"

Три котенка: "Знай цветные правила"

Три котенка: "Мы так не играли"

Три котенка: "Не пойдем одни к реке"

Спасик: "Спасик на природе"

Аркадий Паровозов: "Лес" , "Молния"

Аркадий Паровозов: "Не отплывайте далеко от берега"

http://mchs.gov.by/multimediynye-materialy-obzh/mchs-roditelyam-i-pedagogam/

Воспитание детей в русле ответственности за собственную безопасность и безопасность окружающих, формирование представления реальности проблемы и необходимость соблюдения норм и правил поведения – это постоянный процесс, в котором должны участвовать все: и педагоги, и родители. Тогда жизнь детей будет в безопасности.