На этапе дошкольного детства одна из наиболее важных задач для ребенка – научиться правилам жизни во взрослом мире – мире различных опасностей. Помочь ребенку войти в этот мир с максимальными приобретениями и минимальным риском – обязанность взрослых.
Одной из основных задач дошкольного учреждения является охрана жизни и здоровья детей. И в первую очередь – обеспечение безопасности. Только в этом случае можно говорить, что жизнь и здоровье ребенка действительно охраняются.
Задача взрослых состоит не только в том, чтобы самим оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с разными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями. Ребенок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности своего существования, поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребёнка – дать элементарные знания основ безопасности.
Дети – наиболее незащищенная и уязвимая часть населения. Познавая окружающий мир, они часто сталкиваются с опасностью и нередко становятся жертвами своего незнания, беспечности или легкомыслия. У них нет опыта, способствующего пониманию риска, не сформированы навыки безопасного общения с предметами, отсутствует защитная психологическая реакция на угрозу, свойственная взрослым. Большинство дошкольников не знают о том, что надо делать в той или иной экстремальной ситуации. Чрезвычайной для ребёнка может быть любое событие, выходящее за рамки его привычного быта.
Главная цель по формированию безопасного поведения у детей – дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.
В 3 – 5 лет у детей наблюдается повышенная восприимчивость, впечатлительность, любознательность. Осуществление работы с детьми данного возрастного периода должно быть направлено на накопление первичных знаний об опасностях и поведения в них.
Ребенок 4 – 5 лет уже должен знать адрес своего места жительства, по возможности номер телефона и, что немаловажно, уметь по телефону разговаривать, коротко и точно сообщить необходимую информацию.
Работа, направленная на освоение ребенком правил безопасного поведения должна осуществляться ступенчато: сначала важно заинтересовать детей вопросами безопасности; затем необходимо постепенно вводить правила безопасности в жизнь детей, показать разнообразие их применения в жизненных ситуациях; упражнять дошкольников в умении применять эти правила.
Дети в 5 – 7 лет впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду, а это в свою очередь свидетельствует о том, что такие дети уже могут осознано отвечать за свои поступки, контролировать свое поведение, а также других детей и людей в целом. Работа с такими детьми должна быть направлена на закрепление и систематизацию полученных знаний, полученных в 3 – 4 года, а так же применение этих знаний в повседневной жизни.
Дети дошкольного возраста должны быть не только максимально ограничены от основных источников опасности, но и сами осознавать степень той или иной угрозы. Малыш, который имеет понимание и внутренний самоконтроль, намного сильнее защищен, чем ребенок, которому просто все запрещают и от него прячут. Ведь именно запретный плод вызывает жгучее желание попробовать его (зажечь спичку, сунуть проволоку в розетку и т.д.).
Что такое «хорошо», а что же такое «плохо»? Ответ на этот классический вопрос должен знать каждый ребенок. Ведь часто дети поступают оплошно отнюдь не из желания сделать что-то экстремальное, а просто по незнанию и недопониманию истинного уровня опасности.
В работе с дошкольниками по формированию навыков безопасносного поведения актуальными являются темы:
- «Взаимная забота и помощь в семье»;
- «Опасные предметы»;
- «Опасные ситуации дома»;
- «Один дома»;
- «Если ребенок потерялся»;
- «Огонь — наш друг, огонь — наш враг!»;
- «О правилах пожарной безопасности»;
- «Правила поведения при пожаре»;
- «Правила поведения на воде»;
- «Небезопасные зимние забавы»;
- «Поведение ребенка на детской площадке»;
- «Правила безопасного поведения на улицах»;
- «Дорожные знаки»;
- «О правилах поведения в транспорте»;
- «Правила поведения на природе»;
- «Опасные насекомые»;
- «Ядовитые растения»;
- «Правила поведения при грозе»;
- «Правила поведения при общении с животными».
Ребенок знакомится с основами безопасности с помощью разнообразных методов и приёмов. Именно они становятся источниками познания мира.
- Словесные (ситуации-загадки, беседы, «живой разговор», стихи, рассказы, сказки);
- Практические (дидактические игры, игры-драматизации, игровые проблемные ситуации, игровое моделирование, игровые тренинги, экскурсии);
- Наглядные (наблюдения, иллюстративный материал, образец положительного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, видеопрезентации, мультфильмы);
- Художественная литература, которая заставляет ребенка задуматься и почувствовать то, что затруднительно и невозможно для него в повседневной жизни.
Мультфильмы можно использовать как одно из средств формирования у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения на улице, дома, в природе, а также положительного отношения к чистоте, негативного отношения к неряшливости:
- на формирование основ гигиены:
— «Мойдодыр»;
— «Королева зубная щётка»;
— «Птичка тори»; - на формирование правил поведения на дороге:
— «Мой приятель светофор»; - на формирование правил поведения в зимнее время года:
— «Зимняя сказка»; - на формирование основ здорового образа жизни:
— «Богатырская каша»;
— «Зарядка для хвоста»; - о правилах поведения при пожаре:
— «Приключения Болека и Лелека»;
— «Пожар в квартире»;
— «Вера и Анфиса тушат пожар».
Список мультфильмов, рекомендованных МЧС
Уважаемые взрослые, даже если Ваш ребенок смотрит мультики - пусть он делает это с пользой для себя. МЧС представляет список мультфильмов, которые иллюстрируют различные темы безопасности. Вы легко их найдете на просторах интернета. В серию вошли мультфильмы для детей дошкольного и младшего школьного возраста из "Смешариков", "Фиксиков", "Спасика", "Три котенка" и "Аркадия Паровозова".
Безопасное поведение в большом городе:
Смешарики: "Безопасное место"
Смешарики: "Зебры в городе"
Смешарики: "Метро"
Три котенка: "Служит для почты ящик почтовый"
Спасик: "Спасик в городе"
Аркадий Паровозов: "Классики" , "Качели"
Аркадий Паровозов: "Незнакомец -2", "Прятки"
Аркадий Паровозов: "Не касайтесь железных предметов"
Аркадий Паровозов: "В магазине", "В транспорте" "В метро"
Безопасное поведение дома:
Смешарики: "Игры с огнем"
Смешарики: "Тушение электроприборов" (2 части)
Смешарики: "Невеселые петарды"
Три котенка: "Коробок - шершавый бок"
Три котенка: "В проводах гуляет ток"
Три котенка: "Газ - невидимка"
Три котенка: "А возьму -ка я пилу, ножницы и нож"
Три котенка: "Океан в ванной"
Спасик: "Спасик на пожаре"
Фиксики: "Фен"
Фиксики: "Короткое замыкание"
Фиксики: "Термометр"
Фиксики: "Электрочайник"
Фиксики: "Микроволновка"
Аркадий Паровозов: "Газ", "Спички"
Аркадий Паровозов: "Лекарство", "Уборка"
Аркадий Паровозов: "Не залезать на подоконник"
Аркадий Паровозов: "Незнакомец", Обогреватель"
Безопасное поведение зимой:
Смешарики: "Опасные сосульки"
Смешарики: "На тонком льду"
Смешарики: "Как не замерзнуть от холода"
Аркадий Паровозов: "Остерегайтесь сосулек"
Безопасное поведение летом:
Смешарики: "Опасные игрушки"
Смешарики: "Место для купания"
Смешарики: "За бортом"
Три котенка: "Знай цветные правила"
Три котенка: "Мы так не играли"
Три котенка: "Не пойдем одни к реке"
Спасик: "Спасик на природе"
Аркадий Паровозов: "Лес" , "Молния"
Аркадий Паровозов: "Не отплывайте далеко от берега"
http://mchs.gov.by/multimediynye-materialy-obzh/mchs-roditelyam-i-pedagogam/
Воспитание детей в русле ответственности за собственную безопасность и безопасность окружающих, формирование представления реальности проблемы и необходимость соблюдения норм и правил поведения – это постоянный процесс, в котором должны участвовать все: и педагоги, и родители. Тогда жизнь детей будет в безопасности.