Консультации для педагогов

Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста

«Самое дорогое у человека – это жизнь» 

Н. А. Островский 

Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях учреждения дошкольного образования является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту. 

Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания. Понятие безопасности в дошкольном учреждении ранее включало в себя только охрану жизни и здоровья детей. Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в неё вошли и такие понятия как экологическая катастрофа и терроризм.

При ознакомлении детей с первоначальными основами безопасности должны быть определены следующие цели:

- формирование основ по сохранению и укреплению здоровья;

- воспитание безопасного поведения, способности предвидеть опасные ситуации, по возможности избегать их, при необходимости - действовать.

Работа с детьми по ОБЖ включает целый комплекс задач:

- знакомство с бытовыми источниками опасности, с необходимыми действиями в случае опасности, формирование представления о способах безопасного поведения в быту;

- развитие основ экологической культуры, воспитание любви, ответственного и бережного отношения к родной природе;

- воспитание грамотного участника дорожного движения;

- воспитание чувства взаимопомощи и товарищества.

Реализация данных задач и формирование первоначальных основ безопасности осуществляется с учетом следующих основных принципов:

- системность и последовательность (любая новая ступень в обучении детей опирается на уже освоенное в предыдущем);

- доступность (усложнение материала происходит с учетом возрастных особенностей детей) ;

- включение в деятельность (игровую, познавательную, поисковую и другие виды) ;

- наглядность (техника безопасности лучше всего воспринимается через богатый иллюстративный материал);

- динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности) ;

- психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов) .

Формы организации образовательно - воспитательного процесса:

  • занятия;
  • заучивание стихотворений;
  • сбор фотоматериалов;
  • игры – занятия;
  • заучивание правил безопасного поведения;
  • беседы;
  • дидактические игры;
  • подвижные игры;
  • чтение художественной литературы;
  • рассматривание иллюстраций по теме;
  • наблюдения;
  • экскурсии;
  • театрализованные представления;
  • сюжетно – ролевые игры;
  • игры - тренинги;
  • просмотр мультфильмов;
  • трудовая деятельность;
  • продуктивная деятельность;
  • отгадывание загадок;
  • развлечения;
  • досуги;
  • обыгрывание ситуаций правильного и неправильного поведения;
  • встреча с интересными людьми;
  • участие в различных конкурсах;
  • личный пример взрослых.

Наряду с традиционными формами обучения  большое внимание  необходимо уделять организации различных видов деятельность и приобретению детьми опыта. Ведь всё, чему мы учим детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.

Ребенок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться. Во-первых, надо дать детям необходимую сумму знаний общепринятых человеком нормах поведения. Во-вторых, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте и в – третьих, развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность.

Решение задач обеспечение безопасного, здорового образа жизни возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребенком на равных: вместе ищем выход из трудного положения, вместе обсуждаем проблему, ведем диалог, вместе познаем, делаем открытия, удивляемся.

Для формирования навыков безопасного поведения у дошкольников необходимо создать предметно – развивающую среду в группе. В неё входят:

  1. Уголок безопасности, который содержит материалы:

- щит безопасности с различными видами розеток, выключателей, замков; макет улицы с дорожными знаками, разметкой для транспорта и пешеходов, светофор; атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Водители и пешеходы», «Регулировщик», «Спасатели», «Скорая помощь» и т. д. План- схема микрорайона, в котором находится детский сад, с отметкой опасных участков, мест, благоприятных для игр; плакаты по ОБЖ по темам «Если ты потерялся на улице», «Внимание! Терроризм! », «Пожарная безопасность для дошкольников» и др; альбомы «Лекарственные растения», «Ядовитые растения и грибы», «Профессии», «Валеология, или Здоровый малыш», «Если малыш поранился» и др.

Создание автогородка на участке для использования полученных знаний в игровой деятельности.

  1. Игротека, которая содержит:

- дидактические игры «Опасно – не опасно», «Продолжи ряд», «Назови одним словом», «Четвертый – лишний», «Так – не так» и др.;

- настольно – печатные игры «Основы безопасности», «Большая прогулка по городу», «Хорошо – плохо», «Валеология», «Дорожные знаки», «Черезвычайные ситуации дома» и др.

  1. Библиотека,в которой имеются познавательная и художественная литература, фотоальбомы, иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуаций.

Работа с родителями – одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в дошкольных учреждениях. Ведь круг проблем, связанный с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада, поэтому необходим тесный контакт с родителями. Ничто не воспитывает с такой убедительностью, как наглядный пример взрослых.

Цель работы с родителям - объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить, прежде всего, в семье.

В работе с родителями необходимо использовать информационно-аналитическое направление: проведение опросов, анкетирование родителей; познавательное направление: родительские собрания, семинары-практикумы; наглядно-информационное направление: организация дней открытых дверей, открытый просмотр занятий и других видов деятельности, информация на стенде, папки-передвижки, разработка памяток; досуговое направление: совместное проведение праздников, досугов, экскурсий; выставки семейных творческих работ, изделий из бросового и природного материала.

Источник: https://ds-nosovichi.schools.by/pages/konsultatsija-dlja-pedagogov-formirovanie-osnov-bezopasnosti-zhiznedejatelnosti-u-detej-doshkolnogo-vozrasta

свернуть

Патриотическое воспитание в системе дошкольного образования

Сегодня как никогда актуально повыше­ние уровня ответственности за настоящее и будущее страны у всех возрастных групп населения, повышение интереса к изучению исторического прошлого Беларуси, осозна­ние необходимости сохранения памяти об исторических подвигах защитников Отече­ства; уважение и почитание государственной символики Республики Беларусь, историче­ских святынь и памятников, родной природы; активное вовлечение института семьи в па­триотическое воспитание; увеличение числа молодёжных инициатив, экспериментальных и инновационных проектов по патриотиче­скому воспитанию и др. (Программа патрио­тического воспитания населения Республики Беларусь на 2022-2025 годы; Государствен­ная программа «Образование и молодёжная политика» на 2021-2025 годы).

Приоритет воспитания молодёжи в духе высокой гражданственности и патриотизма нашёл отражение и в Национальной страте­гии устойчивого развития Республики Бела­русь на период до 2035 года.

2022 год проходит под знаком Года исто­рической памяти, что в очередной раз под­чёркивает заинтересованность государства в счастливом будущем своей страны, фунда­ментальной основой которого должно стать сегодняшнее подрастающее поколение, вос­питанное в духе ответственности, уважения и любви к семье, малой родине, Отечеству.

Одним из основных условий патриотиче­ского воспитания детей и учащейся молодёжи является тесное взаимодействие с законными представителями обучающихся, повышение гражданско-правовой культуры института семьи должно стать одним из приоритетных направлений деятельности педагогическо­го работника. Ведь на ярких примерах своей жизни, труда, отношения к государству взрос­лые (родители) демонстрируют ребёнку, что на него возлагают надежды не только родные, но и общество в целом. И важно, чтобы дети как можно раньше увидели «гражданское лицо» своей семьи, потому что дошкольный возраст является определяющим в развитии личности. Это тот период, когда закладыва­ются и формируются наиболее значимые чер­ты, свойства и качества человека. Развитие личности — это развитие её мировоззрения, самосознания, отношения к действительно­сти, характера, способностей и возможностей, психических процессов, формирование нрав­ственных норм, накопление и приобретение социального опыта. Ценностное отношение к окружающему миру, родной стране ребёнок пронесёт через всю жизнь, а приобретаемые в последующем знания будут накладываться на это отношение и, безусловно, лягут в основу формирования социально-гражданских ком­петенций, проявляя внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, патрио­тические чувства, культуру межнационально­го общения и толерантности, любовь к Родине и стремление к социальному и личному благо­получию, чувство собственного достоинства и дисциплинированность.

Задачи гражданского и патриотического воспитания определены в учебной програм­ме дошкольного образования, а направления могут быть конкретизированы следующим тематическим содержанием.

  1. ИСТОРИЯ БЕЛАРУСИ: ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ.

Задача: формировать первоначальные представления и элементарные понятия об истории белорусского народа.

Содержание:

  • природоведческие сведения: географиче­ские особенности родного края, климат, при­рода, природоохранная деятельность жителей Республики Беларусь;
  • национальный язык и его ценность; языки национального и межнационального общения;
  • национальная архитектура: жилые по­селения (хутор, село, местечко, город); архи­тектура зданий;
  • сведения из истории семьи и страны: быт предков; родословная; памятные места посёл­ка, города, столицы; события Великой Отече­ственной войны, защитники Отечества;
  • сведения из истории происхождения: на­звания посёлка, города, достопримечатель­ностей, названия Республики Беларусь и её столицы;
  • содружество с другими государствами: в промышленности, творчестве, искусстве, об­разовании; в период Великой Отечественной войны; ближние и дальние страны, представ­ления о других нациях, их культуре.

В результате познания своей национальной истории у детей дошкольного возраста успеш­нее формируются положительные взаимоот­ношения с родными, близкими и окружающи­ми людьми, потребность использовать полу­ченные знания в разных видах деятельности. К основным новообразованиям в этом направ­лении могут быть отнесены: патриотическое сознание (знания и представления о родном крае) и национальное самосознание (осозна­ние своей национальной принадлежности).

  1. СИМВОЛЫ БЕЛАРУСИ.

Задачи: развивать интерес и уважение к го­сударственным символам Республики Беларусь (флаг, герб, гимн), желание подпевать гимн.

Содержание:

  • символы государства: предназначение современных герба, флага и гимна; описание герба и флага; музыка и текст Государствен­ного гимна Республики Беларусь;
  • природные символы страны: животные, птицы, деревья, цветы, которые характерны для нашей республики (сосна, зубр, аист, цветки льна, клевера, василька).

Сущность данного направления состоит в том, что личность формируется как член обще­ства, которому она принадлежит. Для детей дошкольного возраста патриотические чув­ства связаны с дифференциацией основных государственных символов, наличием пред­ставлений об их ценности, характером чувств и отношений к государственной символике.

  1. ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ БЕЛАРУСИ.

Задачи: развивать любознательность к ме­сту или объекту, которые являются истори­ческим наследием, архитектурной ценностью в своём посёлке или городе, столице страны; расширять представления о том, как живут, трудятся и отдыхают люди в Республике Беларусь.

Содержание:

  • исторические памятники: замки, дворцы, крепости, усадебно-парковые комплексы;
  • архитектурные сооружения: памятники, музеи, театры, библиотеки, стадионы, мосты;
  • природные богатства: ботанический сад, национальные парки, леса, заповедники, реки, озёра;
  • ведущие отрасли промышленности, сель­ского хозяйства;
  • места для отдыха и развлечений: киноте­атр, парк, зоопарк, дельфинарий;
  • национальная кухня: продукты питания, ежедневные и праздничные блюда белорусов, напитки.

Направление ускоряет процесс взаимодей­ствия детей с культурно-исторической средой, адаптации к ней и самореализации с учётом индивидуальных возможностей.

  1. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ.

Задачи: учить осознавать торжественность государственных праздников; формировать культуру уважительного отношения к нацио­нальным традициям и обрядам, сопричаст­ность к современным событиям.

Содержание:

  • государственные праздники: День Кон­ституции, День единения народов Беларуси и России, День Победы, День Государствен­ного герба Республики Беларусь и Государ­ственного флага Республики Беларусь, День Независимости Республики Беларусь (День Республики), День народного единства;
  • народные праздники: Коляды, Маслени­ца, Купалье, Дожинки.

В ходе реализации данного направления у детей дошкольного возраста формируют­ся личностные качества: эмоциональная от­зывчивость, осознание своей значимости, коммуникативные навыки, толерантность. У них быстрее проявляются положительное от­ношение к родным, близким и окружающим людям, потребность использовать накоплен­ные эмоционально прочувствованные пред­ставления в творческой деятельности.

  1. ЛЮДИ, ПРОСЛАВИВШИЕ БЕЛАРУСЬ.

Задачи: воспитывать уважение к Прези­денту Республики Беларусь, просветителям, национальным героям, деятелям науки и ис­кусства, космонавтам, спортсменам и другим людям, прославившим нашу Родину; форми­ровать чувство гордости за их достижения.

Содержание:

  • защитники Отечества;
  • исторические личности;
  • достижения граждан страны в труде, спорте, науке, искусстве.

Содержательный компонент направления охватывает познавательную сферу, которая связана с осознанием своего отношения к богатому историческому наследию и совре­менным достижениям народа, что позволяет идентифицировать себя как представителя нации и определиться в своей ментальности. К основным чертам менталитета белорусов относят толерантность, доброжелательность, гостеприимство, добродушие, щедрость, со­образительность, поэтичность души и другие положительные качества.

  1. НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ И ИСКУССТВО.

Задачи: расширять представления о культуре страны, приобщать детей ко всем видам нацио­нального искусства; развивать интерес к созда­нию предметов рукотворного мира и обогаще­нию развивающей предметно-пространственной среды учреждения дошкольного образования; развивать умение осознать себя во времени (в прошлом, настоящем и будущем).

Содержание:

  • народные промыслы: ткачество, гончарство, соломоплетение, бондарство, лозоплетение;
  • народная медицина: использование про­дуктов питания в лечебных целях;
  • декоративно-прикладное искусство: вы­шивка, резьба по дереву, гончарство, ткаче­ство, плетение, роспись, ковка;
  • изобразительное искусство: скульптура, живопись, графика, фотоискусство.
  1. БЕЛОРУССКОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО.

Задачи: формировать готовность ребёнка дошкольного возраста к участию в творческой деятельности, народном кукольном театре, исполнении народных танцев, песен, игр; раз­вивать гуманное отношение ко всему живому, потребность в познании природы и бережном отношении к ней.

Содержание:

  • белорусский народный фольклор: колы­бельные, потешки, поговорки, считалки, пес­ни, загадки, сказки, легенды, басни, игры;
  • белорусские народные музыка и танцы; белорусские народные инструменты (жалей­ка, лира и др.); хороводы;
  • народный кукольный театр: оформление батлейки(аппликация соломкой; вытинанка; художественная роспись; резьба; вышивка); кукольные образы, вождение кукол; спектакль (показ, участие);
  • белорусский народный этикет: привет­ствие, обращение к человеку; культура речи, её чистота и красота; поведение за столом; уважение к старшим;
  • белорусские национальные костюмы: ма­териал, элементы, художественное оформле­ние, способ ношения элементов костюма.

Содержание направления отражает харак­терные для нации действия и поступки, нор­мы поведения, методы и приёмы творческой деятельности, исполнение народных танцев, песен, игр, формы выражения чувств.

Воспитательная работа должна осущест­вляться в ходе реализации содержания учеб­ной программы дошкольного образования, программ специального образования в каж­дой возрастной группе воспитанников (как в специально организованной, так и в нерегламентированной деятельности), в том числе посредством использования соответствующих учебных изданий.

Сформированное в дошкольном возрасте ценностное отношение к окружающему миру, родной стране ребёнок пронесёт через всю жизнь, а приобретаемые в последующем зна­ния и представления будут накладываться на это отношение и, безусловно, лягут в основу формирования гражданской идентичности. Поэтому формирование гражданственности и патриотизма является не только ключе­вой задачей социокультурной модернизации общества, но и представляет практическую ценность для повышения качества образова­тельного процесса в учреждениях дошколь­ного образования.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Воронецкая, Л. Семья и Родина едины: орга­низация работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста / Л. Воронецкая // Пралеска. - 2014. - № 5. - С. 13 20.
  2. Учебная программа дошкольного образова­ния. — Минск : Нац. ин-т образования, 2022.

ПРАЛЕСКА 08/2022

свернуть