Консультации для педагогов
Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста
«Самое дорогое у человека – это жизнь»
Н. А. Островский
Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях учреждения дошкольного образования является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту.
Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания. Понятие безопасности в дошкольном учреждении ранее включало в себя только охрану жизни и здоровья детей. Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в неё вошли и такие понятия как экологическая катастрофа и терроризм.
При ознакомлении детей с первоначальными основами безопасности должны быть определены следующие цели:
- формирование основ по сохранению и укреплению здоровья;
- воспитание безопасного поведения, способности предвидеть опасные ситуации, по возможности избегать их, при необходимости - действовать.
Работа с детьми по ОБЖ включает целый комплекс задач:
- знакомство с бытовыми источниками опасности, с необходимыми действиями в случае опасности, формирование представления о способах безопасного поведения в быту;
- развитие основ экологической культуры, воспитание любви, ответственного и бережного отношения к родной природе;
- воспитание грамотного участника дорожного движения;
- воспитание чувства взаимопомощи и товарищества.
Реализация данных задач и формирование первоначальных основ безопасности осуществляется с учетом следующих основных принципов:
- системность и последовательность (любая новая ступень в обучении детей опирается на уже освоенное в предыдущем);
- доступность (усложнение материала происходит с учетом возрастных особенностей детей) ;
- включение в деятельность (игровую, познавательную, поисковую и другие виды) ;
- наглядность (техника безопасности лучше всего воспринимается через богатый иллюстративный материал);
- динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности) ;
- психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов) .
Формы организации образовательно - воспитательного процесса:
- занятия;
- заучивание стихотворений;
- сбор фотоматериалов;
- игры – занятия;
- заучивание правил безопасного поведения;
- беседы;
- дидактические игры;
- подвижные игры;
- чтение художественной литературы;
- рассматривание иллюстраций по теме;
- наблюдения;
- экскурсии;
- театрализованные представления;
- сюжетно – ролевые игры;
- игры - тренинги;
- просмотр мультфильмов;
- трудовая деятельность;
- продуктивная деятельность;
- отгадывание загадок;
- развлечения;
- досуги;
- обыгрывание ситуаций правильного и неправильного поведения;
- встреча с интересными людьми;
- участие в различных конкурсах;
- личный пример взрослых.
Наряду с традиционными формами обучения большое внимание необходимо уделять организации различных видов деятельность и приобретению детьми опыта. Ведь всё, чему мы учим детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.
Ребенок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться. Во-первых, надо дать детям необходимую сумму знаний общепринятых человеком нормах поведения. Во-вторых, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте и в – третьих, развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность.
Решение задач обеспечение безопасного, здорового образа жизни возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребенком на равных: вместе ищем выход из трудного положения, вместе обсуждаем проблему, ведем диалог, вместе познаем, делаем открытия, удивляемся.
Для формирования навыков безопасного поведения у дошкольников необходимо создать предметно – развивающую среду в группе. В неё входят:
- Уголок безопасности, который содержит материалы:
- щит безопасности с различными видами розеток, выключателей, замков; макет улицы с дорожными знаками, разметкой для транспорта и пешеходов, светофор; атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Водители и пешеходы», «Регулировщик», «Спасатели», «Скорая помощь» и т. д. План- схема микрорайона, в котором находится детский сад, с отметкой опасных участков, мест, благоприятных для игр; плакаты по ОБЖ по темам «Если ты потерялся на улице», «Внимание! Терроризм! », «Пожарная безопасность для дошкольников» и др; альбомы «Лекарственные растения», «Ядовитые растения и грибы», «Профессии», «Валеология, или Здоровый малыш», «Если малыш поранился» и др.
Создание автогородка на участке для использования полученных знаний в игровой деятельности.
- Игротека, которая содержит:
- дидактические игры «Опасно – не опасно», «Продолжи ряд», «Назови одним словом», «Четвертый – лишний», «Так – не так» и др.;
- настольно – печатные игры «Основы безопасности», «Большая прогулка по городу», «Хорошо – плохо», «Валеология», «Дорожные знаки», «Черезвычайные ситуации дома» и др.
- Библиотека,в которой имеются познавательная и художественная литература, фотоальбомы, иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуаций.
Работа с родителями – одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в дошкольных учреждениях. Ведь круг проблем, связанный с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада, поэтому необходим тесный контакт с родителями. Ничто не воспитывает с такой убедительностью, как наглядный пример взрослых.
Цель работы с родителям - объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить, прежде всего, в семье.
В работе с родителями необходимо использовать информационно-аналитическое направление: проведение опросов, анкетирование родителей; познавательное направление: родительские собрания, семинары-практикумы; наглядно-информационное направление: организация дней открытых дверей, открытый просмотр занятий и других видов деятельности, информация на стенде, папки-передвижки, разработка памяток; досуговое направление: совместное проведение праздников, досугов, экскурсий; выставки семейных творческих работ, изделий из бросового и природного материала.
Источник: https://ds-nosovichi.schools.by/pages/konsultatsija-dlja-pedagogov-formirovanie-osnov-bezopasnosti-zhiznedejatelnosti-u-detej-doshkolnogo-vozrasta
Патриотическое воспитание в системе дошкольного образования
Сегодня как никогда актуально повышение уровня ответственности за настоящее и будущее страны у всех возрастных групп населения, повышение интереса к изучению исторического прошлого Беларуси, осознание необходимости сохранения памяти об исторических подвигах защитников Отечества; уважение и почитание государственной символики Республики Беларусь, исторических святынь и памятников, родной природы; активное вовлечение института семьи в патриотическое воспитание; увеличение числа молодёжных инициатив, экспериментальных и инновационных проектов по патриотическому воспитанию и др. (Программа патриотического воспитания населения Республики Беларусь на 2022-2025 годы; Государственная программа «Образование и молодёжная политика» на 2021-2025 годы).
Приоритет воспитания молодёжи в духе высокой гражданственности и патриотизма нашёл отражение и в Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2035 года.
2022 год проходит под знаком Года исторической памяти, что в очередной раз подчёркивает заинтересованность государства в счастливом будущем своей страны, фундаментальной основой которого должно стать сегодняшнее подрастающее поколение, воспитанное в духе ответственности, уважения и любви к семье, малой родине, Отечеству.
Одним из основных условий патриотического воспитания детей и учащейся молодёжи является тесное взаимодействие с законными представителями обучающихся, повышение гражданско-правовой культуры института семьи должно стать одним из приоритетных направлений деятельности педагогического работника. Ведь на ярких примерах своей жизни, труда, отношения к государству взрослые (родители) демонстрируют ребёнку, что на него возлагают надежды не только родные, но и общество в целом. И важно, чтобы дети как можно раньше увидели «гражданское лицо» своей семьи, потому что дошкольный возраст является определяющим в развитии личности. Это тот период, когда закладываются и формируются наиболее значимые черты, свойства и качества человека. Развитие личности — это развитие её мировоззрения, самосознания, отношения к действительности, характера, способностей и возможностей, психических процессов, формирование нравственных норм, накопление и приобретение социального опыта. Ценностное отношение к окружающему миру, родной стране ребёнок пронесёт через всю жизнь, а приобретаемые в последующем знания будут накладываться на это отношение и, безусловно, лягут в основу формирования социально-гражданских компетенций, проявляя внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, патриотические чувства, культуру межнационального общения и толерантности, любовь к Родине и стремление к социальному и личному благополучию, чувство собственного достоинства и дисциплинированность.
Задачи гражданского и патриотического воспитания определены в учебной программе дошкольного образования, а направления могут быть конкретизированы следующим тематическим содержанием.
- ИСТОРИЯ БЕЛАРУСИ: ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ.
Задача: формировать первоначальные представления и элементарные понятия об истории белорусского народа.
Содержание:
- природоведческие сведения: географические особенности родного края, климат, природа, природоохранная деятельность жителей Республики Беларусь;
- национальный язык и его ценность; языки национального и межнационального общения;
- национальная архитектура: жилые поселения (хутор, село, местечко, город); архитектура зданий;
- сведения из истории семьи и страны: быт предков; родословная; памятные места посёлка, города, столицы; события Великой Отечественной войны, защитники Отечества;
- сведения из истории происхождения: названия посёлка, города, достопримечательностей, названия Республики Беларусь и её столицы;
- содружество с другими государствами: в промышленности, творчестве, искусстве, образовании; в период Великой Отечественной войны; ближние и дальние страны, представления о других нациях, их культуре.
В результате познания своей национальной истории у детей дошкольного возраста успешнее формируются положительные взаимоотношения с родными, близкими и окружающими людьми, потребность использовать полученные знания в разных видах деятельности. К основным новообразованиям в этом направлении могут быть отнесены: патриотическое сознание (знания и представления о родном крае) и национальное самосознание (осознание своей национальной принадлежности).
- СИМВОЛЫ БЕЛАРУСИ.
Задачи: развивать интерес и уважение к государственным символам Республики Беларусь (флаг, герб, гимн), желание подпевать гимн.
Содержание:
- символы государства: предназначение современных герба, флага и гимна; описание герба и флага; музыка и текст Государственного гимна Республики Беларусь;
- природные символы страны: животные, птицы, деревья, цветы, которые характерны для нашей республики (сосна, зубр, аист, цветки льна, клевера, василька).
Сущность данного направления состоит в том, что личность формируется как член общества, которому она принадлежит. Для детей дошкольного возраста патриотические чувства связаны с дифференциацией основных государственных символов, наличием представлений об их ценности, характером чувств и отношений к государственной символике.
- ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ БЕЛАРУСИ.
Задачи: развивать любознательность к месту или объекту, которые являются историческим наследием, архитектурной ценностью в своём посёлке или городе, столице страны; расширять представления о том, как живут, трудятся и отдыхают люди в Республике Беларусь.
Содержание:
- исторические памятники: замки, дворцы, крепости, усадебно-парковые комплексы;
- архитектурные сооружения: памятники, музеи, театры, библиотеки, стадионы, мосты;
- природные богатства: ботанический сад, национальные парки, леса, заповедники, реки, озёра;
- ведущие отрасли промышленности, сельского хозяйства;
- места для отдыха и развлечений: кинотеатр, парк, зоопарк, дельфинарий;
- национальная кухня: продукты питания, ежедневные и праздничные блюда белорусов, напитки.
Направление ускоряет процесс взаимодействия детей с культурно-исторической средой, адаптации к ней и самореализации с учётом индивидуальных возможностей.
- ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ.
Задачи: учить осознавать торжественность государственных праздников; формировать культуру уважительного отношения к национальным традициям и обрядам, сопричастность к современным событиям.
Содержание:
- государственные праздники: День Конституции, День единения народов Беларуси и России, День Победы, День Государственного герба Республики Беларусь и Государственного флага Республики Беларусь, День Независимости Республики Беларусь (День Республики), День народного единства;
- народные праздники: Коляды, Масленица, Купалье, Дожинки.
В ходе реализации данного направления у детей дошкольного возраста формируются личностные качества: эмоциональная отзывчивость, осознание своей значимости, коммуникативные навыки, толерантность. У них быстрее проявляются положительное отношение к родным, близким и окружающим людям, потребность использовать накопленные эмоционально прочувствованные представления в творческой деятельности.
- ЛЮДИ, ПРОСЛАВИВШИЕ БЕЛАРУСЬ.
Задачи: воспитывать уважение к Президенту Республики Беларусь, просветителям, национальным героям, деятелям науки и искусства, космонавтам, спортсменам и другим людям, прославившим нашу Родину; формировать чувство гордости за их достижения.
Содержание:
- защитники Отечества;
- исторические личности;
- достижения граждан страны в труде, спорте, науке, искусстве.
Содержательный компонент направления охватывает познавательную сферу, которая связана с осознанием своего отношения к богатому историческому наследию и современным достижениям народа, что позволяет идентифицировать себя как представителя нации и определиться в своей ментальности. К основным чертам менталитета белорусов относят толерантность, доброжелательность, гостеприимство, добродушие, щедрость, сообразительность, поэтичность души и другие положительные качества.
- НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ И ИСКУССТВО.
Задачи: расширять представления о культуре страны, приобщать детей ко всем видам национального искусства; развивать интерес к созданию предметов рукотворного мира и обогащению развивающей предметно-пространственной среды учреждения дошкольного образования; развивать умение осознать себя во времени (в прошлом, настоящем и будущем).
Содержание:
- народные промыслы: ткачество, гончарство, соломоплетение, бондарство, лозоплетение;
- народная медицина: использование продуктов питания в лечебных целях;
- декоративно-прикладное искусство: вышивка, резьба по дереву, гончарство, ткачество, плетение, роспись, ковка;
- изобразительное искусство: скульптура, живопись, графика, фотоискусство.
- БЕЛОРУССКОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО.
Задачи: формировать готовность ребёнка дошкольного возраста к участию в творческой деятельности, народном кукольном театре, исполнении народных танцев, песен, игр; развивать гуманное отношение ко всему живому, потребность в познании природы и бережном отношении к ней.
Содержание:
- белорусский народный фольклор: колыбельные, потешки, поговорки, считалки, песни, загадки, сказки, легенды, басни, игры;
- белорусские народные музыка и танцы; белорусские народные инструменты (жалейка, лира и др.); хороводы;
- народный кукольный театр: оформление батлейки(аппликация соломкой; вытинанка; художественная роспись; резьба; вышивка); кукольные образы, вождение кукол; спектакль (показ, участие);
- белорусский народный этикет: приветствие, обращение к человеку; культура речи, её чистота и красота; поведение за столом; уважение к старшим;
- белорусские национальные костюмы: материал, элементы, художественное оформление, способ ношения элементов костюма.
Содержание направления отражает характерные для нации действия и поступки, нормы поведения, методы и приёмы творческой деятельности, исполнение народных танцев, песен, игр, формы выражения чувств.
Воспитательная работа должна осуществляться в ходе реализации содержания учебной программы дошкольного образования, программ специального образования в каждой возрастной группе воспитанников (как в специально организованной, так и в нерегламентированной деятельности), в том числе посредством использования соответствующих учебных изданий.
Сформированное в дошкольном возрасте ценностное отношение к окружающему миру, родной стране ребёнок пронесёт через всю жизнь, а приобретаемые в последующем знания и представления будут накладываться на это отношение и, безусловно, лягут в основу формирования гражданской идентичности. Поэтому формирование гражданственности и патриотизма является не только ключевой задачей социокультурной модернизации общества, но и представляет практическую ценность для повышения качества образовательного процесса в учреждениях дошкольного образования.
ЛИТЕРАТУРА:
- Воронецкая, Л. Семья и Родина едины: организация работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста / Л. Воронецкая // Пралеска. - 2014. - № 5. - С. 13 20.
- Учебная программа дошкольного образования. — Минск : Нац. ин-т образования, 2022.
ПРАЛЕСКА 08/2022